This is an example of a HTML caption with link themeforest.net.

Не помешало бы сначала выучить татарский язык

 

      Духовное управление мусульман Самарской области проводит различные мероприятия, направленные на работу с молодежью. Формат этих мероприятий различный: от организации спортивно-оздоровительных мероприятий до проведения научно-практических конференций и форумов. По объективным причинам не всегда есть возможность проводить какие-либо масштабные мероприятия такого уровня. Безусловно, более эффективной формой работы с молодежью, естественно, является постоянное простое человеческое общение и межличностное взаимодействие с ними. Одной из площадок для общения молодежи в неформальной обстановке является чайхана, располагающаяся во дворе Самарской Соборной мечети. Она стала своеобразным центром притяжения самарской исламской молодежи. В жаркий летний день там можно укрыться от знойного солнца и насладиться различными восточными сладостями, окунувшись в атмосферу мусульманского гостеприимства. Неудивительно, что молодежь с первых дней открытия этого мусульманского заведения проводит свои встречи именно там. С приходом весны чайхана снова распахнула свои двери для жителей и гостей нашего города.

Прошла очередная встреча молодежи. По традиции мероприятие началось с произнесения молитвы восхваления Всевышнего, после этого к собравшимся с приветственной речью обратился муфтий Талип хазрат Яруллин. Он призвал молодежь проявлять активную гражданскую и жизненную позицию, не ограничиваться только узкими рамками богослужения. Муфтий отметил, что прежде чем начинать призывать людей к добру и совершенствованию, необходимо начать со своего внутреннего мира: «Какая польза от твоих призывов и доказательств о совершенстве Ислама, если ты сам до конца не следуешь его постулатам. Только реальные дела должны говорить за человека». Кроме того, он обратил внимание молодых людей на складывающуюся сложную ситуацию в мире, в связи с чем, по его мнению, следует быть особенно внимательным и не поддаваться на различного рода провокационные призывы тех, кто под различными лживыми знаменами, привлекает в свои ряды молодых людей. Талип-хазрат в очередной раз подчеркнул важность следования принципам, нормам и традициям, в соответствии с которыми строили свою жизнь и завещали это нам наши деды и прадеды.

Эти слова особенно актуальны в преддверии семидесятой годовщины Победы над фашизмом. Тогда в трудный момент на защиту своей родной земли бок о бок с представителями других национальностей встали все коренные народы, исповедующие Ислам. Как обошлась с ними потом Советская власть, депортировав целые народы, − это уже отдельная тема для обсуждения. Однако и этот урок истории не должен быть забыт, чтоб никогда такие позорные кровавые страницы истории не повторились вновь.

После этого выступил директор школы с углубленным изучением татарского языка «Яктылык» Радик Газизов, который рассказал о многочисленных мероприятиях, проводимых РДУМСО, а также совместно с другими организациями.

В своем докладе он коснулся ряда новых проектов.

Обновление банера на заборе мечети, размещение на рекламных щитах Самары выдержек из аятов или хадисов, проведение акции по сдаче крови, показ фильмов по исламской тематике, проект «Расскажи, что знаешь» (каждый готовит лекцию и рассказывает в чайхане для братьев), организация летнего лагеря этнокультурной направленности для детей на базе одного из санаториев города Самары.

Кроме того, Радик Газизов обратился к собравшимся с просьбой высказать предложения по улучшению работы с молодежью.

Собравшиеся единогласно высказались за дальнейшее проведение тех мероприятий, которые в последние годы проводятся. Однако, были высказаны справедливые замечания, что организаторами этих мероприятий уделяется мало внимания вопросам всестороннего освещения этих мероприятий в средствах массовых информации, в связи с чем получается так: сделали хорошее дело, задействовали множество людей и ресурсов, а в итоге мало кто об этом знает и социальный эффект получается ничтожный. Радик Равгатович такое положение дел объяснил тем, что организаторы, следуя мусульманскому принципу о необходимости придерживаться скромности в словах и поступках, стараются не афишировать на публику. По его словам, какие бы мероприятия не проводились, все это делается исключительно ради довольства Всевышнего.

Талип-хазрат довел до сведения присутствующих, что от его имени были направлены письма в структурные подразделения различного уровня компании «Российские железные дороги», однако везде отвечали примерно следующим образом: это не наши полномочия, обращайтесь к руководству выше. Так и сделали−написали письмо САМОМУ Якунину! И дождались ответа, и еще какого! Смысл такой: мы ко всем конфессиям относимся одинаково, но предоставить помещение площадью 20 квадратных метров не имеем возможности. Муфтий добавил также, что он показал письмо одному из высокопоставленных руководителей областного уровня, и такой ответ Якунина вызвал и у него недоумение. Конечно, ожидать от руководителя РЖД другого ответа, наверное, и не стоило, тем более учитывая специфику общественной нагрузки г-на Якунина. Претендуя на роль северной жемчужины Ислама, мы должны хотя бы на мало-мальском уровне соответствовать уровню мусульманских стран в части создания условий для совершения религиозных обрядов в цивилизованных формах. Встречая гостей Чемпионата мира-2018 не придется ли нам краснеть за то, что у нас в общественных местах элементарно нет условий для подмывания?

Под лежащий камень вода не течет. Поэтому параллельно с бумажной волокитой и перепиской, следует вести простую разъяснительную работу. Терпения и благоразумия.

В конце встречи с небольшим докладом выступил молодой человек по имени Закир. Он остановился на вопросах правильности понимания текстов аятов и хадисов, подчеркнув ошибочность и недопустимость в большинстве случаев дословного их восприятия. Несмотря на свой юный возраст, говорил он достаточно четко и последовательно, хотя заметно волновался. Кто знает, в будущем в его лице, возможно, мы увидим современного лидера.

Встреча прошла в дружеской и по-семейному в теплой атмосфере. Но не обошлось и без дёгтя в бочке мёда. Очень прискорбно, но татарский язык теряет в мечети статус официального языка общения. Собрались тридцать татар и говорят не на своем родном языке. О каких больших благих делах и намерениях может идти речь, когда мы не можем сделать самое элементарное − говорить на языке своих предков! О достижении каких вершин может идти речь, если элементарно не знать историю коренных народов Поволжья и Ислама в России? О каких успехах можно мечтать, если не знать историю самарских мечетей и мулл? Вопросы риторические… Замахиваясь на большие дела и крупные проекты, ведя разговоры о каких-то важных религиозных вопросах, не помешало бы для начала знать хотя бы современную историю становления мечетей и фамилий тех, благодаря чьим неимоверным усилиям достигнуто то, что мы имеем сейчас. И это очень важный аспект!

Во время пятничной проповеди и в гает-намазы, а также на различного рода других собраниях очень часто говорят про историю Ислама в арабских странах, про его становление и развитие, но при этом очень часто забываются труды наших татарских ученых-богословов, не упоминаются фамилии и истории судеб тех, кто стоял у истоков строительства современных мечетей и медресе. Это случайность или установка? Нам нельзя знать свою историю? В школах про «варваров» монголо-татар учат, хотя для адекватного человека, вообще не изучавшего историю и видящего успехи Татарстана, можно логично строить предположения о том, какими на самом деле были эти «варвары»-предки современной успешной нации. Когда в мечетях рассказывают о становлении Ислама в арабских странах, и о тех, трудностях, с которыми приходилось сталкиваться при этом, то, видимо, расчет делается на то, что простой обыватель это будет воспринимать как нечто далекое, в прошлом, не слишком задевающее за живое, примерно как слушать «сказки о богатырях». А если рассказывать историю Ислама в нашей стране в период царской власти, то неизбежно придется сталкиваться с множеством проблем и восприятие будет очень болезненным.

И возвращаясь к теме общения на родном языке. Очень важно создать естественную среду для общения на родном языке. Представляется, что такими площадками могут стать различного рода литературные кружки при татарских средствах массовой информации. Говорить на родном языке должно быть модно, современно! Человек, не знающий своего родного языка вряд ли может быть отнесен к числу полноценных личностей.

Илдар Тренгул.

 

 

 

 

 

Хәбәрләр

Октябрьнең 1-дә - олылар көне

Көзләр җитү кешеләр хәтеренә муллык белән кереп калган. Кырларда игеннәр урып, сугылган. Яшелчәләр җыелган. Җиләк-җимешләр кышкыга әзерләнгән. Нәкъ менә октябрьнең берендә олылар көне итеп бәйрәм уздыру үзенә бер тирән мәгънәгә ия. Муллык һәм акыллылык бәйрәме.

Самар мөселманнарының акыллы энциклопедиясе

Бу китапны без күптәннән көткән идек. Самарның китап нәшрияты 200 битле “Самар төбәгенең мәсҗидләре” исемле төсле, ялтыравыклы кәгазьдә басылган бик күркәм җыентык бастырды. Өлкәбезнең төрле шәһәрләрендә һәм авылларында калкып чыккан Аллаһы Тәгаләнең йортлары Иделнең уртасында галәм киңлегенә мөселман нуры сирпеп, азан моңнарын яңгыратып, Пәйгамбәребез Мүхәммәд салләллаһу галәйһи вә сәлләм васыятен үтәп, Раббыбызга тугрылыгын исбатлап, адәм балаларына туры юл күрсәтүдә гаҗәеп олуг хезмәт башкаралар.

“Шушындый директор белән горурланырга була”

Самарның “Яктылык” мәктәбендә Белем көненә багышланган тантана узды. Бу көнне әйтерсең лә кояш та, шатланып, нурларын кызганмыйча сипте. Җылы, аяз иртәдә мәктәп йортына укучылар, укытучылар, ата-аналар җыелды. Менә үсеп җиткән, карашларында бераз җитдилек барлыкка килгән унберенче сыйныф укучылары тезелеп басты. Озын буйлы, төз гәүдәле егетләргә, зифа, нәзакәтле, чибәр кызларга сокланмыйча мөмкин түгел иде.

Динсезлек гомерлек фаҗигага илтә

Кеше итен ашаган бәндәләр кайда яши дисезме, хәзер әйтәм. Берничә тапкыр Казахстан чигендә урнашкан Оренбург өлкәсенең Соль-Илецк шәһәрендәге тозлы күлгә ял итәргә барырга туры килде. Күлдән ерак түгел генә шәһәр урамнарының берсендә кара дельфин рәвешендә бик матур сын куелган. Дәваланырга килүчеләр мәш килеп шуның янына басып фотога төшә. Бу якларда мондый дельфиннар йөзәрлек диңгезләр дә юк бит инде, дим. Баксаң, монда гомерлеккә хөкем ителгәннәр өчен “Черный дельфин” колониясе урнашкан икән. Кара төстәге дельфин сынын да төрмә тоткыннары үз куллары белән ясаган. Тормышлары бал да май кебек булмасын өчен аларны шушы тоз чыгара торган якларда тоталар, күрәсең.

1 из 142